Меню

Главная

Записки постмодерниста

Война и мир Родителей

Корабли Черного моря

Рассказы о Одессе
Рассказы о Запорожье

Про проект / Контакт

 


Записки постмодерниста

1960-е Моделист

Пассажир с "России" / Лайнер "Россия" (Patria)

БИОГРАФИЯ лайнера (1938 -1986)
К середине 1930-х годов заметно активизировался пассажиропоток между Германией и западным побережьем Южной Америки. Для этого был целый ряд предпосылок, и не в последнюю очередь – традиционно доброжелательное отношение к Германии со стороны южноамериканских стран. Немецкая судоходная компания "Hamburg-Amerika-Linie" (HAPAG) к этому времени (середина 1930-х годов) уже активно обслуживала "Западно-южноамериканскую линию" вдоль западного побережья Южной Америки, хотя работавшие там суда по многим показателям уступали судам, работавшим на главном направлении – из Германии в США. Южной Америки.

Патрия - лайнер Германии

Дизель-электроход «Patria» (в Гамбурском порту 1938 год)

Длина судна — 182 метра, ширина — 22,5 метра, осадка — 7,3 метра, водоизмещение — 19861 тонн, дедвейт — 5670 тонн, пассажировмести- мость — 792 человека, экипаж — 275 человека. Суммарная мощность силовой установки, состоявшей из 6 двигателей, — 14,950 л.с. Она позволяла обеспечить скорость в 16—17 узлов.

Данное обстоятельство побудило руководство HAPAG к заказу для "Западно-южноамериканского" направления нового и современного пассажирского лайнера валовой вместимостью не менее 16500 регистровых тонн. Однако, как и в других странах, стратегические судоходные компании, подобные HAPAG, финансово очень сильно зависели от дотаций государства и зачастую строить новые суда могли только при его непосредственном финансировании. В связи с этим было принято решение о том, что новое судно, помимо транспортных функций, также должно удовлетворять и репрезентативным потребностям Третьего рейха. Иными словами, судно должно было представлять Германию за рубежом в красивых и позитивных тонах. 

Дизель-электроход "Patria" в своём первом рейсе летом 1938 года в Норвежском порту Хаммерфёст.

Это – типичная цветная фотография того времени, когда передача синего и голубого цветов была проблематична, зато на фотоснимках доминировал зелёный цвет.

Заказ на постройку судна был размещён на судоверфи "Deutsche Werft" в Финкенвердере (Finkenwerder – левобережный район в Гамбурге). Поскольку "Deutsche Werft" до того времени ещё не строила пассажирские суда такой величины, строительство этого лайнера для руководства судоверфи (директор - дипломированный инженер, доктор Виллиам Шольц) было серьёзной задачей.

Новый лайнер должен был продемонстрировать всему миру устремлённость Германии в будущее, её высокий инженерно-технический и культурный уровень.

От закладки киля до ввода судна в эксплуатацию прошло всего 14 месяцев. Чтобы подчеркнуть величественно патриотическую миссию судна, ему дали название "Patria" – «Родина» в переводе с латыни.

После ввода судна в строй, «Patria» действительно стала лучшим пассажирским судном, соединявшим Европу и западное побережье

По типу энергетической установки «Patria» была дизель-электроходом, и это было удобно при работе в портах, где необходимы постоянные маневры. Кроме того, такой тип энергетической установки позволяет размещать судовую электростанцию в любом неудобном для других целей месте, что рационализирует внутреннюю планировку.

Первым рейсом дизель-электрохода "Patria" был четырёхнедельный круиз по Североевропейским странам. По возвращении из этого круиза "Patria" стала на некоторое время представительским судном для Имперского правительства.

На церемонию спуска на воду тяжёлого крейсера "Prinz Eugen" Адольф Гитлер пригласил венгерского главнокомандующего – адмирала фон Хорти. Супруга адмирала Хорти стала крёстной матерью крейсера, и в её честь "Patria" выполнила спецрейс, на котором также находились венгерская делегация и, как тогда говорилось, «высокие представители руководства партии (NSDAP), государства и вооружённых сил».

Высокие гости посетили лайнер вечером 21 августа 1938 года в г. Киль. Следующим утром супруга Хорти "крестила" тяжёлый крейсер "Prinz Eugen". Затем "Patria" отправилась на военный парад в кильские фьорды, после чего на борту судна состоялся праздничный банкет с концертами знаменитых в то время оркестров "Elly Ney", исполнившего произведения Бетховена, Листа и Шуберта, и "Barnabas von Geczy", обеспечивавшего танцевальную музыку. 23 августа в программе было посещение острова Гельголанд, и вечером "Patria" пришвартовалась в Гамбурге, где венгерские гости переселились в гостиницу "Atlantic".

Четырьмя днями позже, 27 августа 1938 года, "Patria" ушла в свой первый трансатлантический рейс из Гамбурга через Антверпен, Саутгемптон, Шербур, Кингстаун, Кристобаль, через 9 портов на западном побережье Южной Америки к Вальпараисо и Талькахуано. Порт Талькахуано "Patria" посетила только в своём первом рейсе.

Для промежуточных переходов между портами вдоль Южноамериканского побережья, расположенными один от другого только в нескольких часах хода, можно было покупать билеты и палубным пассажирам, для которых на борту было три больших зала пребывания, собственная кухня, санузел и прогулочная палуба. Во многих посещаемых портах "Patria" была в центре внимания публики.

Через два месяца после ухода в первый рейс судно вновь пришвартовалось в порту приписки. Продолжительность перехода из Гамбурга в Вальпараисо составляла 28 дней, из Шербура 25 дней. До начала II Мировой войны "Patria" оставалась лучшим судном на этом направлении, своего рода – лидером. С заполняемостью кают на "Patria" судоходная компания не имела особых забот.

Открытый плавательный бассейн, каюта "Люкс",

С 1940 по 1942 годы "Patria" в специальной маскировочной раскраске стояла в Щецине в качестве военного общежития. Энергетическая установка судна использовалась как электростанция – для подачи электроэнергии в город. Затем в 1942 году лайнер перевели во Фленсбург, где он выполнял аналогичные функции. Также использовалась в военных целях мощная и современная по тому времени судовая радиостанция. Во Фленсбурге судно служило также общежитием для членов семей кадрового состава ВМФ Германии. 

В конце апреля 1945 г. после самоубийства Гитлера, во главе «третьего рейха» оказалось «правительство» гросс-адмирала Дёнитца. Его прибежищем стал пограничный (близ Дании) город Фленсбург.

С 3 по 12 мая 1945 года, на борту "Patria", стоявшей возле Blucherbrucke (мост Блюхера), Дёнитц и часть имперского правительства исполняли свои административные обязанности – лайнер служил им официальной резиденцией. Для связи с частями и подразделениями немецкой армии и кораблями ВМФ использовалась судовая радиостанция.

лайнер Patria

7 мая гросс-адмирал Дёнитц по радио приказал всем германским судам уходить из портов и баз, которым угрожали советские войска. Началось массовое бегство флота на запад. Суда, которые не могли выйти в море, уничтожались.

Отмечая этот факт, И.В.Сталин писал президенту США: «…Германия сдала на основе капитуляции весь свой военный и торговый флот англичанам и американцам. Должен сообщить, что советским вооруженным силам германцы отказались сдать хотя бы один военный или торговый корабль, направив весь свой флот на сдачу англо-американским вооруженным силам».

Акт о капитуляции германских вооруженных сил был подписан в ночь с 8 на 9 мая 1945 года в Карлсхорсте, предместье Берлина. Затем был создан Контрольный Совет по управлению Германией, куда вошли представители всех четырех стран: СССР, США, Великобритании и Франции.

Но на территории, оккупированной союзниками, творились странные дела. В английской зоне были не расформированы и не переведены на положение военнопленных около 1 миллиона немецких солдат и офицеров, с которыми даже проводились занятия по боевой подготовке, сохранились штабы немецких войск.

В Москве принимается решение срочно направить в Фленсбург советскую делегацию в контрольную комиссию, которая должна решительно потребовать от союзников ареста всех членов правительства Деница, немецких генералов и офицеров. Представителем от советской стороны для ареста правительства Деница был назначен генерал Н. М. Трусов. Группа, которую он возглавлял, насчитывала 25 офицеров, в основном чекистов.

Генерал-лейтенант Трусов Николай Михайлович - в годы войны руководил разведкой нескольких фронтов, обеспечивал проведение ряда крупнейших операций Советской Армии.

17 мая группа прибыла в Фленсбург. Оказавшись в городе, группа как бы попала в довоенную фашистскую Германию: всюду сохранились старые названия улиц, фашистские указатели, кругом свастики, масса немецких военных в сухопутной, эсэсовской и морской форме со знаками различия. В порту находилось множество немецких военных кораблей, торговых судов. Экипажи вели обычный образ жизни — уходили на берег в увольнения, на кораблях развивались немецкие флаги со свастикой.

Ресторан I класса

Прибывшие представители Союзной Контрольной комиссии, включая позже прибывшую советскую делегацию, избрали для своей работы и проживания судно «Patria».

До прибытия советских членов комиссии адмирал Дениц стремился вести сепаратные переговоры с англичанами и американцами. Он дважды приезжал на «Patria», где его встречали со всеми почестями: гудок судна, почетный караул, рапорт офицера.

Все изменилось с прибытием советских представителей. Несмотря на сопротивление англичан, советская делегация настояла на том, чтобы арест произвести одновременно, по утвержденному делегацией списку.

Утром 22 мая 1945 года гросс- адмирал Денниц принимал в своем кабинете «премьер-министра» графа фон Крозига. Солдаты прервали их беседу и увезли Деница на «Patria». Туда же были доставлены его помощники — адмирал фон Фридебург, генерал Йодль.

Союзная Контрольная комиссия в резкой форме заявила: союзники не признают правительство Деница, оно прекращает свое существование, а гросс-адмирал Дениц и его министры арестованы. Под усиленной охраной немцев с «Patria» препроводили в тюрьму. Арестованные Дениц, Йодль в числе других предстали перед Международным военным трибуналом и были осуждены на Нюрнбергском процессе как военные преступники.

Группе Трусова удалось получить уточненные списки германского флота, что позволило позже СССР аргументированно претендовать на часть этого флота. Так, Черноморское пароходство получило «Patria» («Россия»), «Дуалу» («Петр Великий»), чуть позже пароходство пополнили «Иберия», «Рюген», названные именами «Победа», «Иван Сусанин» и целый ряд других судов.

В Фленсбурге группе Трусова удалось добыть немецкие карты с минной обстановкой по всей акватории Балтийского моря, что значительно облегчило нашим военным морякам разминирование Балтийского моря и спасло от гибели многих людей.
Если акт о безоговорочной капитуляции гитлеровских вооруженных сил фиксировал прекращение боевых действий «на суше, на море и в воздухе», то арест правительства Деница ставил последнюю точку: было ликвидировано фашистское правительство, третий рейх как государство перестал существовать.

01 июля 1945 года в г. Киль судно было официально объявлено британской военной добычей и перешло под юрисдикцию Великобритании. Дизель-электроход получает новое название – "Empire Welland". Последовало переустройство судна на британской судоверфи "Harland & Wolff" для перевозки войск. Под английским флагом "Empire Welland" успела совершить два рейса по маршруту Ливерпуль – Нью-Йорк.

Советская делегация на Потсдамской конференции подняла вопрос о пропорциональном разделе оставшегося уцелевшим германского торгового флота. На заключительных заседаниях конференции было объявлено, что немецкий торговый флот независимо от его местонахождения будет поровну разделен между СССР, США и Великобританией. В начале февраля 1946 года произошла передача бывшей "Patria" новому владельцу – СССР. Лайнер получил новое название – "Россия", и вошёл в состав Совторгфлота с портом приписки - Одесса.

Лайнер Россия

7 февраля 1946 года дизель-электроход был передан СССР в числе других судов по репарации и попал на баланс Черноморского пароходства под наименованием «Россия». Первым капитаном переданного судна стал Е.Ш. Гогитидзе.
Длительное время возглавлял экипаж «России» легендарный капитан И.А. Ман, более 20 лет капитаном «России» был Герой Социалистического Труда Д.И. Сорока.

Вскоре "Россия" становится на трансатлантическую линию Одесса – Нью-Йорк. Дело в том, что после окончания войны во многих странах по различным причинам находилось большое количество граждан СССР. Достаточно много наших людей находилось и в США. Для их возвращения в Советский Союз была открыта линия Одесса – Нью-Йорк.

Сначала на эту линию был поставлен уцелевший в годы войны лайнер «Вячеслав Молотов» (в будущем – «Балтика»), однако после первого же рейса стало ясно, что требуется судно большей вместимости, и «Молотова» заменили «Россией». Про эти рейсы известно, к сожалению, немного.

Они длились в один конец около 3 недель, по пути производились заходы в Констанцу, Неаполь, Геную и Марсель. Имеются также сведения, что иногда выполнялись и единичные заходы в Хайфу. Эти рейсы выполнялись «под неусыпным оком» соответствующих служб госбезопасности.

В 1948 году власти США под формальным предлогом пытались задержать "Россию" в Нью-Йорке. Различные авторы высказывали разные причины этого инцидента, но, скорее всего, власти США, осознав пропагандистскую суть этих рейсов, просто уведомили капитана (возможно через советских дипломатических лиц), что судно будет арестовано и затем дали возможность ему уйти, дабы явным образом не обострять взаимоотношений с СССР.

Лайнер сделал несколько спецрейсов по перевозке репатриантов из Бейрута в Батуми.

Лайнер Россия

Начиная с 1948 года, дизель-электроход "Россия" стал работать на пассажирской экспрессной каботажной линии Одесса – Батуми. Впервые на эту линию вышло судно такой величины. И именно эта, в общем-то, местная линия и принесла вечную славу лайнеру, а многим морским пассажирам и туристам – незабываемые на всю жизнь впечатления. «Россия» не пострадала в результате бомбардировок во время войны; она не была потоплена; внешне и внутренне лайнер сохранился в первозданном виде; его не поднимали с морского дна и затем не восстанавливали в стиле более простой моды 1950-х годов. Правда, корпус судна был перекрашен в белый цвет, что не очень пошло на пользу – "Россия" визуально стала восприниматься не совсем пропорционально. 

В стране, разорённой тяжёлой войной, страдавшей от бедности своего населения, на внутренних линиях появилось судно, которое было островом красоты и изящества; при этом поездка на «России» была абсолютно доступна и реализуема для многих простых граждан. В стране, где простые люди не могли себе позволить купить автомобиль или поехать в отпуск за рубеж, поездка из Одессы в Сочи на лайнере "Россия" даже в каюте третьего класса считалась настоящим праздником. Об этом рассказывалось с воодушевлением и гордостью долгие годы. 

В октябре 1949 г. по просьбе руководства Болгарии на борту лайнера в дружественную республику из СССР перебросили полк переодетых в штатское сотрудников внутренних войск для выполненения секретной миссии: "дзерджинцы" были направлены на охрану болгарских государственных учреждений, поскольку после смерти Г. Димитрова руководство страны опасалось активизации оппозиции и возможности переворота.

В 1948—1949 годах было произведено архитектурное и техническое переоборудование судна, после чего оно превратилось в комфортабельный флагман пассажирского флота, который отличался от других пассажирских судов изысканно оформленными каютами, изящным и элегантным оформлением общественных помещений.

До 1954 года «Россия» использовалась, в основном, на Крымско - Кавказской линии. Позже судно стало выходить в отдельные спецрейсы на Кубу, в страны Западной Африки, обеспечивало, к примеру, доставку участников на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Гаване в 1978 году.

Лайнер "Россия" был крупнейшим пассажирским судном, который стал работать на Крымско-кавказской линии. Большинство портов и портопунктов были просто не готовы или вообще не в состоянии принять судно такой величины.

По воспоминаниям Марии Пичиневской, "Россия" в начале 1950-х годов уходила из Ялты в Одессу ранним вечером (примерно в шесть часов). Перед полуночью (примерно в десять-одиннадцать часов) судно приходило в Севастополь, но не заходило в порт, а совершало остановку далеко в море, на рейде. Севастополь был виден лишь своими огнями на горизонте. К лайнеру подходили катера с пассажирами, следовавшими до Одессы; пассажиры поднимались на судно, а затем на катера садились пассажиры, которые прибыли на "России" в Севастополь.

При этом остальным пассажирам на судне во время стоянки на рейде возле Севастополя не разрешалось находиться на открытых палубах. Затем дизель-электроход "Россия" шёл в Евпаторию. Туда он приходил уже глубокой ночью и по причине отсутствия глубоководного причала тоже становился на рейде. После аналогичной операции с посадкой-высадкой пассажиров при помощи небольшого парома, судно снималось с якоря и брало курс на Одессу, куда приходило к обеду. Во время перехода в тёмное время суток, по предписанию лоции судно сбавляло скорость...

Помимо неработающих маяков и прочих гидрографических объектов, опасность также таилась в большом количестве невытраленных мин. Поэтому в некоторых районах Чёрного моря переходы разрешались только в светлое время суток. По-настоящему безопасным плавание по Крымско-кавказской линии стало лишь в середине 1950-х годов, когда гидрографические объекты были полностью восстановлены, а минная опасность была значительно снижена.

Из воспоминаний Марии Пичиневскрой...
... Возвращавшаясь в Ялту на "России" в конце летних каникул в начале 1950-х годов, однажды ранним утром проснулась из-за того, что судно остановилось: была неприятная тряска с шумом, происходившими, вероятно, от резкого торможения лайнера. Она вышла на палубу по правому борту судна. Ощущалась определённая суета среди членов команды. Крымского берега ещё не было видно, но запомнилось почти штилевое море и конец утренних сумерек. По правому борту недалеко от судна, всего в метрах трёх от борта, плавала мина. Группа членов команды, находясь на нижних палубах судна и площадке спущенного трапа, удерживала её очень длинными баграми и не давала "подойти" ближе, к судну.

Отдельные детали сперва не были разборчивы, так как ещё недостаточно рассвело, и серые краски рассвета не давали возможности увидеть картину происходящего во всех подробностях. В это время с борта была спущена шлюпка, в которую спустилось несколько членов экипажа. Шлюпка подплыла ближе к опасному объекту, и люди в ней багром очень осторожно начали оттаскивать плавающую возле борта мину в сторону от судна.

Мина была "классического" вида – ржаво-чёрный шар с отходящими от него шипами. На палубе собралось около 20 наблюдавших за этим происшествием пассажиров (уже рассвело, но было ещё очень рано, и многие, вероятно, ещё спали). Мину оттащили куда-то на безопасное расстояние от судна, а спустя некоторое время к месту события подошло небольшое военное судно, вызванное, по всей вероятности, офицерами дизель-электрохода "России".

На море стоял штиль; серовато-синяя водная гладь красиво отсвечивала в лучах взошедшего утреннего солнца. Шлюпка благополучно возвратилась к лайнеру, и дизель-электроход "Россия" возобновил своё движение в Ялту. Вся непредвиденная остановка, вызванная происшествием, продолжалась примерно около 3 часов. В то время такие случаи не были редкостью. 

Прошли тяжёлые времена и наступили спокойные 60-е и 70-е годы – период роста благосостояния граждан СССР. Многие уже могли себе позволить проводить отпуск на побережье Крыма или Кавказа, совершать круиз из Одессы до Батуми и обратно. Лайнер "Россия", практически круглогодично работавший на этой линии, стал одним из популярнейших для многих отпускников и туристов. На судне вместе с туристами из СССР часто совершали круизы многие граждане других стран, в том числе капиталистических. Постепенно совершенствовалось обслуживание, изменилась принципиально и сама концепция этих рейсов.

В конце 60-х, начале 70-х годов прошлого столетия по мере поступления судов на подводных крыльях, а также развития пассажироперевозок на других видах транспорта крупные суда, такие как «Адмирал Нахимов», «Петр Великий», «Украина», «Грузия» становятся уже скорее круизными судами, нежели линейными. Те же самые изменения коснулись и дизель-электрохода «Россия». Судно перестало заходить в мелкие порты и портопункты, выполняя заходы лишь в крупные и важные курортные центры, со стоянкой целый день и ночными переходами.

Для туристов это было большим преимуществом, так как они получили больше времени для знакомства с основными черноморскими курортами. Во время своих круизов «Россия» заходила главным образом в Одессу, Ялту, Сочи, Сухуми и Батуми. Позднее добавился заход в Новороссийск. Чтобы уменьшить плановую убыточность, лайнер работал на линии и зимой – в период сезонного спада пассажиров – перевозил различные грузы в трюмах при сокращённом до минимума экипаже. В итоге «Россия» работала 9-10 месяцев в году.

В 1957 году экипаж парохода «Адмирал Нахимов» – главного соперника «России» – с целью снижения убыточности своего судна выступил с предложением об организации кратковременных трёхчасовых прогулок в портах захода, а со следующего года – однодневных (две ночи и один день) путешествий в Севастополь или Ялту. Инициативу своего основного конкурента подхватил и экипаж «России», которая с середины навигации 1958 года тоже стала совершать прогулки из Одессы в Ялту, Евпаторию или Севастополь.

«Россия» являлась одной из «визитных карточек» Одессы и флагманом не только Черноморского пароходства, но и морского торгового флота СССР.

«Россия» пользовалась огромной популярностью у отдыхающих и часто брала на борт ещё дополнительно до 200—250 (а при необходимости до 500) «палубных» пассажиров, которые ночевали в шезлонгах на прогулочных палубах, не имея собственных каютных мест. Вещи такие пассажиры сдавали в камеры хранения.

По воспоминаниям В. Дежинова, в 1962 году, во время карибского кризиса, «Россия» увозила личный состав советского ракетного полка с Кубы.

В 1978 «Россия» перевозила участников Всемирного фестиваля молодёжи и студентов на Кубу.

лайнер Россия

Почти 39 лет прослужила «Россия» Черноморскому пароходству. Но время брало свое. Все чаще стали появляться проблемы, связанные с техническим состоянием судна. Пароходство же пополнялось новейшими пассажирскими судами. Это суда типа «Тарас Шевченко», «Белоруссия», «Литва» и другие. 1 декабря 1984 года судно завершило свой последний рейс.

Зимой 1983-1984 годов в Одессе стало известно, что у дизель-электрохода "Россия" проржавел корпус. Конечно же, это было не так, но, вероятно, эти слухи базировались на результатах осмотра корпуса при регулярном зимнем доковании судна. Скорее всего, были выявлены какие-то проблемы, связанные с техническим состоянием корпуса судна прежде всего из-за его возраста.

Становилось понятно, что плавать лайнеру остаётся совсем недолго. Позднее в одном немецком источнике удалось узнать, что у "России" к этому времени также участились технические проблемы, связанные с энергетической установкой. В начале ноября 1984 года появилось известие, что в следующие недели судно будет списано!

Известие стало очень неожиданным, несмотря на очевидность и неизбежность факта. Лайнер совершал непродолжительные прогулки ещё как минимум до 1 декабря 1984 года, и, вероятно, ещё могли быть какие-то плавания в первой половине декабря. Но в середине декабря было произведено списание, и 1985 год "Россия" встретила уже вне эксплуатации.

Какое-то время судно ещё стояло у причала Одесского морского вокзала. 

Вскоре выведенный из эксплуатации лайнер был поставлен на рейдовую стоянку в Одесском заливе. "Россия" была хорошо видна с морского вокзала, а также с верхней части Потёмкинской лестницы и Приморского бульвара. Летом 1985 года судно хорошо просматривалось с катеров, следовавших по маршруту Морской вокзал – Лузановка. Где-то посередине пути стоял на рейде дизель-электроход "Россия".

Однажды, во второй половине того лета стало заметно, что на борту судна вместо названия "Россия" уже написано другое слово. Это было транзитным "перегонным" названием, которое часто даётся судам для перехода к месту разделки на металлолом. Лайнер по-прежнему стоял на своём месте, ничем особенно не привлекая внимания пассажиров проходивших мимо катеров. Он прощался с Одессой, кто его видел в период этих нескольких дней – тот видел его в последний раз.

Уже через несколько дней на этом месте больше ничего не было, лишь море и чуть дальше на рейде – грузовые суда...

Осенью, под командованием капитана В. Рогачева, судно прибыло в Сингапур, где совершило остановку в своём последнем плавании. По одним сведениям, транзитным названием судна было "Анива", по другим - "Ишима". Возможно, что на разных этапах своего перехода к месту разделки, дизель-электроход носил оба эти названия, сначала одно, затем другое.

21.11.1985 дизель-электроход оставил Сингапур и взял курс на Куре (Kure) в Японии, где в 1986 году и была произведена разделка прославленного лайнера на металлолом. Последний раз в Регистре Ллойда судно было зарегистрировано в 1986 году. 

Основной материал: - Пассажир с "России"