Меню

Главная

Записки постмодерниста

Война и мир Родителей

Корабли Черного моря

Рассказы о Одессе
Рассказы о Запорожье

Про проект / Контакт

 


Записки постмодерниста

1960-е Моделист

Пассажир с "России" / Лайнер "Россия" (Patria)

Необходимое ПОЯСНЕНИЕ.

В тот год Автору исполнилось 17 лет. Он еще учился в последнем - десятом классе и основным делом считал работой в судомодельной лаборатории в Клубе Юнных Техников при заводе Запорожсталь.

Работа в клубе регулярно поощрялась руководителями. Одной наград в конце 1969 года стала возможность совершить путешествие по Черному морю на теплоходе "Россия" в компании таких же мальчишек, собраных со всей страны.

Последний учебный день в школе закончился вечером 29 декабря 1969 года. Той же ночью я уехал поездом в сторону Одессы.
Из-за этого приключения я вынужден был пропустить другое - вечеринку в честь встречи Нового года, организованное Наталия Л. в квартире своих родителей...

В будущем эта девочка сыграла ключевую роль в судьбе Автора - она стала его женой ...
..............................................................................................................................................................................

У лайнера "Россия" непростое прошлое.
Дизель-электроход было построено в 1938 году на судоверфи «Дойче- Верфт» в Гамбурге. Первоначальное наименование «Патрия».
..............................................................................................................................................................................

Из Дневника (Зима 1969 год)
"... Выехали из Запорожья поездом Запорожье - Одесса в два часа ночи. Всю ночь перевозбужденные, почти не спали.

31 декабря 1969 года.
Одесса нас встретила мокрым снегом и ветром. На вокзале нас ждал автобус. Через полчаса нас привезли в порт. У причала Морвокзала стоял наше судно. Пассажирский лайнер "Россия".

Огромное судно выделялось среди других своим белым корпусом. Определили меня в четырехместную каюту. Быстро познакомился с мальчишками, моими соседями по каюте. Вечером мы бродили по всему судну. На палубу правда не совались - холодно. До Нового года оставлись сутки.

Россия в Одесском порту
Дизель-электроход "Россия"
(в Одесском порту 1970-е года)

С самого утра - горячка. Позавтракали в кают-компании для пассажиров. Было холодно, не менее 25 градусов ниже ноля. Лайнер вмерзл в лед. Подошли под борт судна интуристовские автобусы, которые повезли нас на экскурсию. ("Интурист" - организация, занимавшаяся в СССР обеспечением иностранных туристов). Нас привезли в село Нерубайское. Там шли бои между партизанскими отрядами, имевшие базы в катакомбах и немецко-румынскими антипартизанскими соединениями. Нас водили к подземному лагерю партизан. Там мы оставили свечи с которыми шли от входа в катакомбы.

Мы опоздали к обеду. Лайнер находилась у 21-го причала. Рядом с нашим судном находились другие суда. Вечером в кают-компании состоялся праздник проводов Старого года и встреча Нового. Играла музыка. На маленькой сцене были музыканты, певица исполняла шлягеры. Мы танцевали, потом возвращались к своим столикам, к сладким блюдам и сокам. Закончилось все далеко за полночь. Мы продолжили веселье в своих каютах. Мы в своей устроили импровизированный концерт. Нашлась гитара и умельцы игры на ней. Кто не мог петь - рассказывал анекдоты или рассказы.

Ночью наш лайнер вышел из порта по направлению к крымским берегам. Голос из настенных динамиков судовой связи разбудил нас в семь утра. Он поздравил нас с наступившим Новым годом и рассказал распорядок на сегодняшний день.

1.01.1970 год
К восьми часам на горизонте показались огни крымского побережья. А если точнее - это был Севастополь. Температура воздуха в этих местах была около ноля градусов. Разительный контраст с холодной Одессой.

Севастополь порт
Севастопольский порт

Севастополь был весь в зелени. Здесь зима толком еще не началась. Снега не было. Мелкий дождь сеял над бухтой в которую входил наш лайнер. Мы миновали строй военных кораблей черноморского флота.
Здесь был противолодочный крейсер "Москва", крейсер "Богдан Хмельницкий", эсминцы типа "Гневный " и "Славный", крейсер типа "Грозный".

Наше судно стало к пассажирскому причалу. Совсем рядом остроносые эсминцы. Под самым полубаком нашего лайнера, кормой к пирсу пришвартован эсминец. Моряки с автоматами и касках стоят на палубе. Если прыгнуть с носа нашего лайнера вниз, то можно упасть на палубу эсминца.

Уезжают экскурсии в город. С одной из них уехал и Автор. В Севастополе зеленая трава, кусты. В парке много елей. Одна из них наряжена для празднования Нового года. Рядом под навесом стоит фигура деда Мороза. Побывали на Графской пристани, походили по Аквариуму. Посмотрели панораму "Оборона Севастополя в 1854 году" на Сапун-горе. Там-же бродили по музею военной техники под открытым небом - танки, пушки, корабельные орудия и снаряды.

После обеда желающих отпустили в город - гулять. Город был режимным - все же военно-морская база, поэтому у каждого из нас был на руках своебразный "паспорт", в котором был прописан наш статус как пассажиров лайнера "Россия". Город распологается на холмах и, блуждая по улочкам города, приходилось постоянно то подыматься, то опускаться по крутым лестницам. Улицы столь запутаны, что несложно было заблудиться. Очень много старых маленьких домиков, окруженные садиками и виноградом. В городе не видно милиции. Вместо них по улицам фланируют морские патрули. День экскурсий для нас оказался "несчастливым". На 1 января 1970 года все было закрыто.

В восемь вечера наш лайнер отходит от причала. Поверхность моря гладка как зеркало. Боны загораживают вход в порт. У расходящейся пары бонов стоит судно-привратник. На горизонте поверхность моря совсем слилось с небом. Лишь мачты стоящих на рейде судов, подсвеченные палубными огнями, видны у горизонта.

Вот уходят вдаль огни города. Военный корабль, стоящий за бонами, проводил нас лучом прожектора.
Через час, во время ужина, наш лайнер стало заметно покачивать - мы входили в шторм.

2.01.1970 года
Проснулись перед самым завтраком. Качало. Если долго сидеть, то может и укачать. К девяти часам вечера лайнер должен был достигнуть берегов Сочи. На обеде многих не было. Меня подташнивало и я почти не ел. На воздухе, на открытой палубе тошнота, вызваная качкой, уходит. Теплеет, воздух совсем не зимний. Волны достигают закрытой прогулочной палубы. Иллюминатор нашей каюты задраен - волны его захлестывают.

Уже стемнело, когда по левому борту открылось множество огней - мы подходили к Сочи. Вечером все приглашаются на концерт, который дает концертная бригада лайнера в музыкальном салоне. Других развлечений нет.

На палубе воет ветер. Можно стать, наклонившись к ветру под 30 градусов, и не упасть. Днем, когда шли в открытом море, у носа судна прыгали дельфины. Они шли немного впереди, обгоняя лайнер. Вечером (в 21.00) наше судно бросило якорь на рейде сочинского побережья.

Лайнер Россия
Сочи порт
Лайнер "Россия" в Сочи

3.10.1970 года
Утром увидели город. Небольшой порт. Лайнеру не разрешают войти в порт из-за волнения, оставшегося после шторма. Над волнами много чаек. На обед пассажиров пригласили раньше обычного. После 12.00 планировали войти в порт и тогда сразу подадут к трапу экскурсионные автобусы - времени на обед тогда не останется.

Входим в моленькое пространство порта, ограниченное волнорезами. В порту маленькие суда подпрыгивают в толчее волн. На наше тяжелое судно вся эта мелкая суета волн никак не влияет. Буксиры подтянули нас к причалу. На причале ждали автобусы.

В городе тепло, многие высадились на берег без зимней одежды. Много зелени, вечнозеленные южные растения, которые так странно наблюдать в зимние новогодние дни. Автобус отвез нас на сероводородные источники, а оттуда на вершину горы Ахун. Дорога петляет. На вершине двенадцатиметровая башня для осмотра окресностей. Сыпал мелкий дождь, но даже он не мог скрыть ту великолепную красоту панорамы города и моря, которая открывалась с башни. Наше судно выделяется таким монстром среди игрушечных портовых сооружений и мелких суденышек. Клотик мачты лайнера вровень со шпилем моровокзала.

Со стороны, потивоположной морю, гряда гор. Их зубцы подпирают небо. Над ними колышется туман. Ниже гор леса в зелени с переливами оранжевого цвета.

Вечером в музыкальном салоне танцы. В 21.00 лайнер отошел от причала и кинул якорь на рейде. Ночью судно взяло курс на Сухуми.

4.01.1970 года
В 8.00 вошли порт Сухуми. Стали к пирсу. На противоположной стороне акватории порта стоит почти двойник - такой же белый лайнер "Адмирал Нахимов". Город весь в кавказском колорите. Вокруг гортанная абхазская речь. Много пальм и других субтропических растений. Дома города старые, низкие. Сразу после завтрака пассажиры лайнера разбитые на группы потянулись осматривать город.

Наша группа шла по направлению к местному рынку. Уже на подходе молодые люди прямо в толпе предлагали купить туфли. Рынок был многолюдниым. Много южных фруктов, овощей. Маленькие магазинчики раскиданы по всему периметру рынка. На обратном пути встретили знакомых из пассажиров лайнера - они шли купаться. Было очень тепло. Ярко светило солнце. Но все же был январь месяц. И где-то под Одессой совсем немного дней назад они испытали холод в двадцать градусов. Тем не менее экстремалы окунулись в холодные воды моря. Надолго из не хватило. Через минуту они пулей вылетали на берег.

Вечером на судне состоялся КВН между нашей командой и одесситами. После - традиционные танцы.

Россия в Сухуми
Россия в порту Сухуми

5.01.1970
Наше судно оставалось у причала Сухумского порта. После завтрака вновь в город. Автор вместе с парнем по имени Сергей Цуриков зашли в местный стрелковый тир. Он совсем не похож на тиры в нашем восточноевропейском мегаполисе. У них винтовки стреляют не свинцовыми пульками, а остроконечной иглой с густым пучком щетинок сзади. Стреляют на деньги. Когда мальчишки вошли, двое местных стреляли в вертящийся круг. На прилавке-стойке лежала таблица, на которой была нарисованы пронумерованные квадраты , расходящиеся веером от центра. Стрелки закрывали рублями квадраты, какие хотели и стреляли во вращающийся круг. Если стрелок мазал - а это случалось чаще, то деньги забирал владелец тира. Но несколько раз стрелку выпадала удача и тогда свеху на положенный рубль падала пятерка или десятка. Никогда Автор не сталкивался с такой формой игры на деньги. Это был явно не его мир. Все это было весьма необычно.

На обед опоздали. После него наша 19-я группа отправилась к обезьянему питомнику на горе со странным названием Трапеция. После гуляли по Ботаническому саду. Ближе к вечеру Автора все же вовлекли в морское купание и он вместе с другми "сумасшедшими" окунулся в море.

Ночью лайнер вышел из порта и ушел на юг в сторону Батуми.

6.01.1970 года
Утром лайнер пришвартовался к пирсу напротив Морвокзала порта Батуми. Рядом с нашим судном стояли танкер и сухогруз. С другой стороны начиналась территория военной базы пограничных катеров. До границы с Турцией всего какой-то десяток миль. Холодно и очень сыро.

порт Батумъ
Порт Батумъ

После завтрака наша группа вышла в город - на пешую прогулку по городу. Город не так красив, как другие города кавказского побережья. Меньше зелени. Много старых зданий. На местном рынке все то же многообразие овощей, яблок и главная достопримечательность местного рынка - апельсины и мандарины. Их много, они продаются везде. Стоят продавцы с кучками мандарин , разложенных на газетах прямо на земле. Возле автобусной остановке, на дороге по пути к рынку.

Местная милиция пытается регулировать стихийную продажу цитрусовых. Поэтому, завидев форменную одежду стражей порядка, торговцы плодами тут же исчезают. Автор попал на облаву, которую милиция проводиля на "нелегальных" торговцев. На служебном мотоцикле милиционер врезется в кучу выставленых на продажу мандаринов, раскидывает их, крутят руки продавцу и начинают прямо на месте "разъяснительную" работу и выписку штрафов. У некоторых милиционеров были фотоаппараты. Снимали нарушителей режима торговли на пленку.

У "нарушителей" были свои методы противостояния властям - кучки цитрусовых на продаж были маленькими, сложеными из десятка плодов. Но продать могли любое, сколько угодно большое, количество плодов. Основная масса товара была припрятана где-нибудь в сарайчике или в маленьком магазинчике. Там и затоваривался оптовый покупатель. Наша группа прикупила около 15 килограммов мандаринов. В Батуми они стоили копейки. В наших краях их не было на рынках.

Много чистильщиков обуви. Как в каком-то фильме про старую довоенную жизнь. Видели экзотическую карету. Возница зазывал туристов прокатиться. Наши мальчишки было сунулись, но услышав цену за прогулку, тут же сбежали. Покупали гитары. Покупали грузинский коньяк. Все это здесь продавалось гораздо дешевле, чем в центральных областях страны.

Еще перед выходом в город руководители экскурсий не рекомендовали выходящим в город ходить по одному. Менталитет местных жителей совсем не европейский, сознание молодых людей криминализировано и конфликты могут возникнуть на пустом месте.

К тому же вокруг бизнеса, связаного с прибывающими в порт судами, построилась криминальная инфраструктура. У кого-то сняли пиджак. К кому-то приставали с желанием продать что-нибудь или купить. Неважно что, главное "а поговорить"
Возле трапа нашего лайнера слоняются группки молодежи. Постоянно пытаются проникнуть на судно. У трапа усиленна вахта из нескольких матросов. Но все равно, время от времени приходиться гоняться за местными по коридорам лайнера.

Вечером судно отошло от причала Батуми и ушло в Сочи. Луч сторожевого катера провожал нас в море. Еще дольше провожал нас припортовый маяк, вспыхивая в ночи яркой звездочкой.

7.01.1970 год.
Стоим у пирса порта Сочи. Шторм, который преследовал нас в первое посещение порта, ушел. Потеплело. Целый день провели в экскурсиях по городу. Присматривали сувениры для своих родных. В местном городском музее увидел модель миноносца времен русской империи. Не удержался - зарисовал орудийню установку на носу корабля.
Вечером традиционно - танцы. По телевизору смотрели очередную серию передачи "Кабачок 13 стульев". Пропустить культовую программу..., это было невозможно. Ее смотрела вся страна. Везде.

8.07.1970 года
Утро судно встретило в открытом море. В 7 часов нас как обычно разбудил голос диктора из динамика в потолке каюты. Обычным голосом произнес "Доброе утро". Начал говорить что-то еще и тут же голос сменил длинный звонок тревоги. Уже другой голос объявил общесудовую тревогу для экипажа судна.

Вроде как горели продовольственные склады и кормовая пожарная команда приступила к борьбе с пожаром. Потом объявили о пробоине между 60 и 65 шпангоутом. И еще "вдруг" загорелась каюта 328. Лайнер перешел на ручное управление из рулевого поста, расположенного на корме. Потом застопорил машины и остановился.

Под конец учений - а это были именно они - была объявлена шлюпочная тревога. Две шлюпки на корме были расчехлены и приготовлены к спуску на воду. Все перепетии "борьбы за живучсть лайнера" пассажиры слушали через судовую аудиотрансляционную сеть в прямом эфире. Отбой тревоге дали перед самым завтраком.

Экипаж, как прокоментировал голос из динамика, успешно справился со всеми напастями.
В открытом море никуда не пойдешь на экскурсию. Автор с товарищами по путешествию готовили стенгазету, которую назвали "Дельфин". Освещали в ней впечатления от экскурсий в Батуми и Ялте.

В море белесый день, горизонт сливается с морем в невыразительную туманную серость. Моросит дождь. Мерно вздыхают двигатели в глубине судна.
Вечером, в 21.00 пришвартовываемся у пирса в порту Ялта.

9.01.1970 год
Утром перед взорами пассажиров "России" открылась во всей красе Ялта. Бухту с судами окружали горы. По ущельям вниз стекал туман, а за самыми высоки из горных пиков цеплялись тучи. По склонам гор лепились домики города. Правда нам с погодой не повезло - с моря на берег тянулись тяжелые свинцовые тучи. К полудню они рассеялись. И хоть светило солнце обжигающе холодный ветер загонял всех в укрытие.
Автор мотался по городу в поисках ниток с иголками - у него отлетели на пиджаке пуговицы. Пока нашел, замерз на пронзительном ветру.

порт Ялта
Порт Ялта

Вечером в музыкальном салоне состоялся конкурс на лучшую "Мисс лайнера "Россия". На следующий день, ожидался конкурс на приз "Мистер лайнера "Россия". Один парень из нашей каюты - Виктор - был участником. Репетировал пантомиму.

10.01.1970 год
Рано утром мы проснулись от мерных металлических ударов в корпус судна. Выглянув из иллюминатора, обнаружили матросов висящих на подвесках и отбивающих краску с корпуса. Похоже, пользуясь стоянкой, проводятся плановые работы по окраске корпуса судна. Старую краску сбивают. Потом шпаклюют обработанные места и накладывают новый слой краски.

Из порта исчезли пассажирские суда "Украина" и "Армения", которые еще вчера стояли у причалов. На месте одного из них стоит красавец "Иван Франко" - пассажирский лайнер Одесского пароходства - первый в новой серии судов, которые стали самыми красивыми среди морских судов СССР и самыми большими, построенными в послевоенной Германии (ГДР и ФРГ). "Иван Франко" был построен в 1964 году.

В 15 минут одинадцатого наша группа уехала на экскурсию в Алупку. Там бродили по залам тамошнего замка. Красивая мебель из другой жизни, гобелены, настенная лепка. За замком поднималась вершина Аю-Даг. Рядом с замком большой парк, растения, цветы на лужайках. Несколько небольших озер, в которых плавали полуметровые осетры. Ручьи из озер стекали вниз к морю, образуя по пути несколько маленьких водопадов. Огромные камни в парке вносили определенный беспорядок в структуру парка. Парк назывался "Хаос".

В 16.00 наш лайнер покинул порт и направился в Одессу. Это был последний морской переход в нашем путешествии.

11.01.1970 год
В холодное зимнее утро лайнер "Россия" пришвартовался у причала Морвокзала в Одессе. Группа из нашего города погрузилась в автобус и нас завезли на железнодорожный вокзал. Наш поезд уходил поздно вечером, в 20.00. Используя оставшееся время, мы побывали в областном Клубе юнных техников. Посмотрели на тамошние кружки. Судомодельный кружок как-то не впечатлил.

Вечером в вагоне, самом последнем в поезде, Автор вместе с товарищами уехал из своего первого морского путешествия.
Больше его пути не пересекались с лайнером "Россия".

лайнер Россия
лайнер "Россия" 1974 год

..............................................................................................................................................................................

Дополнительные материалы: - Лайнер "Россия" (биография)