Меню

Главная

Записки постмодерниста

Война и мир Родителей

Корабли Черного моря

Рассказы о Одессе
Рассказы о Запорожье

Про проект / Контакт

 

 

 


Записки постмодерниста

1980-е Фильммейкер

Группа Скрябин В начале пути 1989

Постмодернист конца Империи

Постмодернист конца Империи

Ограничения, присущие способу создания самоделательного кино, трансформировались в особый стиль кинематографа. Его можно назвать киноандеграундом. На то время назвали альтернативным кино, паралельным и еще слащаво-никчемным "любительским".

Короче, фильмотворчество конкретных деятелей от кино очень быстро приняло постмодернистские формы.

Это выглядело так: сюжет неважен, любому набору кадров (если это кино) или мазкам краски (если это картина), можно присвоить громкое звание Творческого объекта. И все "специалисты по искусству" будут выискивать Смысл, и ткать словесные кружева, объясняя детали Объекта.

Так верхом постмодернистского творения Автора в синематографе стало синема под названием "Пункт наблюдения".
Первым созданием в жанре музыкального клипа стал "Чуешь биль".

Опыт получился настолько удачным, что определил направление творчества Автора на года, если не на всю оставшуюся "жизнь в искусстве".

"Чуешь биль" 1989 год.

Основная отличительная черта "делания кина" в конце 80-х связано со сложностью работы с синхронизацией звуковой дорожки и видеоряда. Посему "синхрон" - или проще говоря: "говорящая голова" на экране - исключается как класс.

Звуковая дорожка превращается в самодостаточный объект, требующей качественной творческой работы.

В итоге фильмы Автора - это эзопов язык, коим проговаривается и сюжет, и эмоции автора.

Иносказание как форма в конце советской эпохи была доведена до совершества. Связано это было с тем, что шла так называемая перстройка. Вроде как говорить можно все. Но внутренний цензор не позволяет проговаривать ВСЕ.

И рождаются "шедевры" в виде таких "рассказок" как "Покаяние" - фильм, собравший букет наград в забугорных фестивалях и напроч забытый по окончанию "перестройки".

Или "Кин-Дза-Дза" - не совсем понятый фильм в том самом 1986 году, но оказавшийся кинематографическим долгожителем благодаря тому, что в нем нарисован мир и нравы нового общества, возникнувшего на месте ушедшего...

Из ДНЕВНИКА 1989 года...

4.08.89. 
-"Есть пьеса продолжительностью звучания в 7мин 45сек. Написана она несколькими молодыми людьми. Записана способом наложения отдельных записей , поэтому не может быть сыгранна "живьем". 
Уже придумал начало: - Шаги, скрип дверей. Узенькая щелочка, за которой пробивается яркий-яркий свет. Распахивается дверь, бьет по глазам светящийся туман, клубами выкатывающийся из проема. Чьи-то ноги входят в него. Портреты "рок-менов": сверхкрупные планы, с необычным освещением"...

В середине августа устроил кинопробы. Перед "Кристаллом" на лужайке парни сидели, ходили, разговаривали... Я снимал. Для меня было неважно, что они делают - я проверял пленку, привязывая ее к конкретному освещению, к камере. 

20.08.89
- написал сценарий.
Слушал, сочинение Кузьмы и слышал - исповедь человека пытавшегося жить Творчеством. Но тупая эпоха провела его мимо друзей, замкнувшихся в маленьких увлечениях. Гонка за Музой привела его не на Небеса, но всего лишь на крышу, где наткнулся на двойника, растерявшего друзей и любимых...

12.10.89
- сегодня показал "группе" черновой вариант фильма. Реакция восторженно-бурная. Понравилось. Теперь парни садяться за окончательную версию пьесы. Мне остается ждать.

22.10.89 
- фонограмму к фильму, в лучшем случае, принесут 25.10. Возможно это еще не конец работы. Но уже в работе над этим фильмом потрачено три месяца. Из них три съемочных дня на трех разных площадках.
Пленка потрачена в соотношении 1 : 3 
Музыкальную фонограмму мне пришлось "править", тем самым нарушив авторские права Авторов музыки. Но об этом по-моему до сих пор никто не догадываеться. 
Фильм длился гораздо меньше, чем фонограмма пьесы. Версии, более короткой, я так и не дождался, поэтому укоротил ту, что была. Выбросил фрагмент из середины пьесы. Сколько потом было показов, никто не "слышал" короткого дисонанса в месте соединения.

В октябре 89 года фильм-клип начал свое самостоятельное существование. Ни о каком показе в эфире не могло быть и речи. Не существовало отечественных программ на телевидении которые специализировались на показе видеоклипов. Только через шесть лет появится "Территория А".

5.11.89 
- премьера фильма "Чуєшь біль" на рок-концерте группы "Спати"... 
Я не помню подробностей того вечера. Но могу предположить, что это было неплохо. В наши дни видеоряд на экране за спинами музыкантов элементарное и обязательное явление. Но тогда это было в новинку. Группа "Скрябін" тогда могла это себе позволить.

.......
Опыт с клипом оказался весьма удачным и положил начало целой серии клипов, сделанных в подобной манере.

Фильмы в конце 80-х делались с большой кровью. Технологии были несовершенны. Процесс проявки и монтажа трудоемки. Съемочные аппарты тяжелыми в транспортировке и не давали желаемого качества.

Когда через пятнадцать лет лет стало все по другому - проблемы тезнологий сняты и легко решаемы при условии достаточно небольшого финансирования, пришла другая "беда". На видеорынок хлынул поток видеофильмов и поменялись идеология просмотра. Фильмы стали доступными, их стало много. Зритель утопает в обилии предложений. Ему приходиться вибирать из множества множеств. Ценность отдельно снятого фильма снизилась до исчезающей величины.

Фильм из самодостаточного объекта становиться частью иного, более сложного по структуре, проекта.
Но в конце 80-х годах все это было неочевидно. И размышления все больше были нацелены на творческую состоятельность отдельного фильма.

Поэтому вся деятельность в те года вращалась вокруг "делания фильма".